Глава нулевая, в которой мы надуваем щеки, чтобы вы узнали омский и не только омский контекст появления «Наденька»
Объединение художниц «Наденька» одно из немногих в России, которое обращается к феминисткой повестке с помощью традиционного вида женского труда. «Наденька» шьет и делает инсталляции о положении женщины в обществе, гендерном разрыве в оплате труда, сексуальной объективации и домашнем насилии. Созданная художницами 8 марта 2016-го инсталляция «С праздником! Всех прав!» привлекала внимание не только феминистских и арт-сообществ в интернете, но и попала на первую Триеннале современного российского искусства в музее «GARAGE» в 2017-м. «Наденька» изобразила на женском белье даты получения женщинами основных прав – всем им меньше ста лет.

В России и других странах «Наденька» известна своими вышивками феминистского содержания на одежде и предметах домашнего обихода. Издание Aroundart считает это «эстетикой нерыночного предмета», неутилитарностью бытовых утилитарных вещей и отголосками раннесоветского авангардного опыта по растворению искусства в жизни. «Наденька» выставлялась в музее «Искусство Омска» и в омской неформальной галерее «Левая нога», на Триеннале современного российского искусства в Москве, Уральской индустриальной биеннале в Тюмени и на выставке dis/order в Аахене. Каждая вещь, снятая с этих выставок, может быть использована по назначению.

«Наденька» появилась осенью 2014-го и сейчас живет в трех разных городах – Омске, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Художницы сами определяют себя как творческое объединение и швейный кооператив, передвижной кружок рукоделия и малярно-строительный цех. А еще это партизанский отряд, личный дневник и история дружбы Анастасии Макаренко, Алены Исаханян, Марии Александровой, Надежды Валецкой, Марии Рыбка и Оксаны Усольцевой (покинула группу в 2017 году).

Долгое время в Омске «Наденька» была известна как группа художниц-организаторок городских проектов. Основной состав собрался вокруг деятельности в Фотошколе «Событие». Художницы выступали организаторами курсов, образовательных и фестивальных проектов школы, затем стали проводить феминистические чтения и перезапустили лекционный формат о современном искусстве – каждый участник мог стать лектором. Во время первых урбанистических инициатив, работавших с быстрыми изменениями среды – «Лето в Центре» группы Public Speech и проектная лаборатория «Город своими руками» Института «Стрелка», «Наденька» одна из первых заговорила о культуре участия и на фестивале паблик-арта «Пространство множественности» решила работать с жителями в проекте «Другие берега». Художники-активисты преобразовали один из дворов городка Нефтяников: благоустроили территорию и провели несколько событий, чтобы выстроить горизонтальные связи между жителями, преодолеть отчужденность от среды, в которой они живут, и создать дворовое сообщество.

Создание в 2015-м независимого культурного центра – Лофта КВЦ, хоть напрямую и не относится к деятельности объединения, но именно художницами «Наденьки» и их друзьями была создана эта новая площадка на окраине города, где проходили и выставки, и воркшопы по ресайклингу, и находилась временная мастерская швейного кооператива.

Экспериментируя с городской повесткой «Наденька» в итоге выбрала искусство, участвует в исследовательских выставках и работает над проблемами социального неравенства, в том числе гендерного.
Главы, в которых «Наденька» рассказывает сама о себе появятся здесь. Их нужно только сверстать.
Made on
Tilda